(916) 5059588 - Индивидуальное консультирование и психотерапия взрослых, в т.ч. SKYPE: Lena771251

---------------------------------------------------------------------------- Ведущий эксперт Интернет-Портала "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР" (http://mw.psynavigator.ru/)

СЧАСТЬЕ - ЭТО ... КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ...


четверг, 7 января 2010 г.

Пол человека – это сколько? Или … зачем мы друг друга любим?

...
(навеяно первой главой книги Джона А. Санфорда «Невидимые партнеры»)


Елена Кадырова – клинический психолог, психоаналитический терапевт.

«… вся сексуальная жизнь человека есть лишь мучительное и напряженное искание утерянного андрогинизма, воссоединение мужского и женского в целостное существо…»
Николай Бердяев

Мысль о том, что человек по своей природе изначально был андрогинен ( в переводе с греческого: «аndros» -мужчина в род. падеже , «gyne» - женщина ), отраженная в культурном наследии многих традиций, наиболее поэтично звучит в древнегреческом мифе о родоначальниках человечества. Аристофан, персонаж Платоновского «Пира» рассказывает о людях, имевших четыре ноги и руки, и одну двуликую голову, каждое лицо которой смотрело в противоположную сторону. Эти люди, обладавшие огромной мощью и амбициями, вызвали гнев, страх и зависть богов. И боги решили разрезать их тела пополам. И тогда «каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине». С тех пор люди неистово ищут свои половины. И Аристофан делает вывод: « Ясно, что душа каждого хочет чего-то другого; чего именно она не может сказать и лишь догадывается о своих желаниях…»

Бедное, бедное человечество! Оно навсегда утратило целостность. Теперь боги могут спать спокойно – человек потерял свою силу. Ведь даже само слово «пол», в русском языке, когда мы говорим о человеке обретает свойства числительного, указывает скорее на количество, чем на качество и получается «пол-человека», как какой-то полуфабрикат, как что-то не достаточно зрелое или даже полноценное? И будет тратить он всю свою энергию теперь на поиск «своей» половины.

Однако, так ли все печально и безнадежно? Вспомним о том, что мифы являются не историческими свидетельствами, а отражают психическую жизнь человека, на разных этапах его развития. Стало быть, и изначальная андрогинность – это внутренняя психическая реальность, которая ощущается как утраченная. Невозможно утратить то, чего нет. Это - первая хорошая новость. А вторая, заключается в том, что в психической реальности ничто не исчезает и не теряется – оно лишь перемещается из сознания в зону бессознательного. Таким образом, вторая половина человека, не утеряна где-то вовне, «среди чужих пространств и миров» как поется в песне, а затонула в глубинах неосознаваемой части психики, и искать ее по идее нужно именно там. Но тут все не так просто!

Про наличие у себя бессознательной части психики человечество узнало в конце 19 –начале 20 века, благодаря открытию основателя психоанализа, венского врача Зигмунда Фрейда. Узнало и сильно не обрадовалось, ибо выяснилось, что человек в принципе не так хорош, как он о себе вообразил. Благородному сообществу, открылась шокирующая правда о том, что внутренний мир человека подобен кипящему котлу, наполненному животными страстями и примитивными инстинктами, требующими немедленного удовлетворения. И лишь тонкая прослойка разума, при помощи различных ухищрений способна удерживать крышку этого котла закрытой, защищая от ужаса встречи с самим собой и позволяя человеку чувствовать себя венцом мироздания со всеми его ценностями и морально-нравственными устоями.

Один из самых любимых и талантливых учеников Фрейда Карл Густав Юнг, развил и обогатил идеи учителя об устройстве и механизмах работы психики (за что, по правде говоря, был предан анафеме и изгнан из психоаналитического сообщества). Юнгу принадлежит идея о том, что бессознательное человека не столь уж аморфно, а содержит в себе так называемые «архетипы» - внутренние структуры, которые присутствуют у всех людей, являясь частью «коллективного» человеческого сознания. Именно они «отвечают» за те особенности поведения, которые не связаны с воспитанием и научением, а как бы диктуются внутренними, необъяснимыми с рациональной точки зрения, побуждениями. Так вот, среди этих архетипов и «затерялись» вторые половинки человека! Юнг взял за основу латинское слово «animare», что переводится как воодушевлять, и назвал их Анима – женская (фемининная) часть мужчины, и Анимус – мужская (маскулинная) часть женщины. И тогда становится понятно, почему так сложно встретиться со своей половинкой! Ведь мы не можем просто так взять заглянуть в свое бессознательное. Мы боимся встретиться с его «обитателями», не хотим встретиться с теми, кто нарушит наше представление о себе, это может быть слишком больно.

Но, если наши половинки живут себе глубоко внутри нашей психики и не осознаются нами, то откуда мы знаем о том, что они есть? И что дает нам энергию искать их вовне? И откуда мы знаем кого именно искать? И как мы можем вообще найти то, чего нет, то, что внутри нас?

Это становится возможным благодаря механизму проекции. Это один, из описанных Фрейдом и его последователями, мощнейших защитных механизмов психики, когда часть содержимого бессознательного, не допущенная в собственное сознание, проецируется на других людей – вымышленных или реальных. Также и наши Анима и Анимус проецируются во внешний мир на других мужчин и женщин, наделяя их особым очарованием и притягательностью. И тогда человек, как в зеркале может, наконец «увидеть» свою половинку, и испытать неодолимое желание соединиться с ней. Это желание мы и называем влюбленностью. По сути – в самого себя.

Ну, так это же прекрасно! Чего еще желать? Но, увы, другой человек не в состоянии быть «чистым» зеркалом, в котором отражается наша вторая половинка. Во-первых, само отражение не столь идеально, как бы нам хотелось, ибо, как не идеальны мы даже в своей осознанной части, так и наши половинки «отказываются» быть совершенными. А во-вторых, само «зеркало» постепенно, но неотвратимо «замутняется» собственными чертами личности носителя проекции. И в какой-то момент, оно почти перестает отражать, и тогда мы с удивлением, разочарованием и (или) раздражением обнаруживаем рядом с собой Другого. Это и называется Встречей. И если, этот Другой нам покажется настолько интересным, что мы захотим его познать и быть с ним рядом, то это может быть началом Любви.

Как пишет Джон А. Санфорд в книге «Невидимые партнеры»: «Никому из нас не дано соответствовать богам и богиням во всем их великолепии; поэтому, впервые увидев человека, которого мы любим, таким, каков он есть, а не через призму своих проекций, мы можем найти его неинтересным и испытать разочарование…Из-за этого многие из нас предпочитают часто менять партнеров, всякий раз занимаясь поиском совершенных отношений, и всякий раз разрывая отношения, когда исчезают проекции и заканчивается влюбленность. Способность к длительным любовным отношениям подразумевает формирование зрелых отношений с другим человеком, основанных на реалистичных ожиданиях. Это значит принять на себя ответственность за все хорошее и все плохое в отношениях и никогда не ждать, что другой человек нас осчастливит, и не упрекать его в своих разочарованиях и плохом настроении».

Сложится с бывшим носителем проекции любовь или не сложится – вопрос, которому суждено остаться открытым. Но есть еще один вопрос, не менее важный! А что происходит с той частью нашей психики, которую мы проецировали, после того, как проекция исчезла и влюбленность прошла? По сути это вопрос о том, как влюбленности влияют на нас самих? Зачем они нам?

Ну, во-первых, как уже было сказано выше, чтобы встретить Любовь. А во-вторых, (или все-таки, во-первых?) чтобы продвинуться вперед по пути самопознания, обогатив свой внутренний мир и свою жизнь новыми недостающими гранями и красками и возможностями, дарами Анимы и Аниуса. Как писал Николай Бердяев: «В миропорядке мужское и есть по преимуществу антропологическое, человеческое начало, женское – начало природное, космическое. Мужчина – человек через женщину (свою Аниму – примеч.авт.)связан с природой, космосом, вне женского он был бы отрезан от души мира, от матери земли. Женщина вне связи с мужским (своим Анимусом – примеч.авт.)не была бы вполне человеком, в ней слишком сильна темная природная стихия, безличная и бессознательная». Не будь механизма проекции, мы могли бы так никогда и не узнать этого таинственного содержимого собственной психики, делающего нас Целыми! Нужно только уметь пользоваться этим волшебным зеркалом! И тогда…



--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Все авторские права на данные тексты защищены и принадлежат автору – Кадыровой Елене. Любое коммерческое и иное использование текстов, копирование и перепечатка без согласия автора Елены Кадыровой запрещено. Если вы используете идеи или материалы статей, вы должны обязательно указывать автора.

© Copyright by Elena Kadyrova, 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий